Главная / Водный туризм / 

Водный туризм: инструкции для любителей сплавляться на байдарках

Автор: Владимир Пишенин
Водный туризм включает в себя множество увлекательных занятий, как давно известных, так и новых, относящихся к сфере ноу-хау. Речь сегодня пойдет о водном туризме в виде полного впечатлений и опасностей байдарочного спорта. Вся изложенная информация, прежде всего, касается тех, кто давно мечтает осуществить сплав, или уже делал это однажды, но не совсем удачно.

Перед вами характеристика сложности водных маршрутов, разработанная бывалым туристом, за плечами которого не одна пройденная миля самых опасных порогов, и более четырех десятков походов за приключениями.

О сложности маршрутов, их категориях.

Почти во всех рекламах туристических агентств, или в отчетах о пройденном путешествии можно встретить шестибальную классификацию порогов и маршрутов. Это и есть их разделение по категории сложности, причем конкретной формулировки по каждой разновидности нет нигде. Немного порассуждав на данную тему, систему удалось разработать самостоятельно.

Сначала о порогах. Казалось бы, все предельно ясно: под грифом «1КС» предлагаются несложные проекты, «6КС» — сравнимо со смертельно опасным водным месивом. То, что находится между этими «крайностями», то есть от 2-х до 5-ти КС — можно обозначить, как постепенное увеличение степени сложности. Однако, не все так прозрачно. На деле оказывается так, что самые жизненно опасные пороги не представляют особенных сложностей для прохождения. Мощные пороги не обладают такой степенью опасности, как простые перекаты, которые рвут лодки не хуже самых мощных сливов.

Отдельные виды порогов можно охарактеризовать следующим образом (нужно оговориться, что представленная здесь терминология является «открытием» самого бывалого туриста, потому не стоит искать подобные упоминания в сети, их попросту нет):

  • Опасность порога.
    Данная категория включает несколько подвидов:
    — возможность повреждения судна при условии успешного прохождения порога полностью (зависит от типа и качества судна);
    — возможность получить повреждения на судне после оверкиля (зависит от типа и качества судна);
    — возможность получения телесных повреждений, вплоть до смертельного исхода, после оверкиля, учитывая, в том числе, попадание в следующий завал, порог и пр.;
    — вероятность осуществления эффективной страховки (может стать решающим моментом для двух предыдущих описаний);
  • Мощность порога.
    Данный термин означает результат, полученный от произведения расхода воды на величину крутизны падения. Многие придерживаются мнения, что такого значения не существует, и что мощность реализуется посредством сложности и опасности порогов. Но, если судить по многочисленным отчетам, увидев «кипящую» белую пену, многие авторы под воздействием яркого впечатления склонны увеличивать КС.
  • Техническая сложность.
    Пороги повышенной сложности предполагают осознанные действия всего экипажа, множество поворотов, маневров, реверсов, удержание крена и прочих трудностей. Конечно же, многое зависит от вида судна. Не правильно сложность порога связывать с его мощностью, опасностью и необходимостью просмотра.
  • Необходимость просмотра.
    Категория зависит от типа порога, вида судна. Просмотра требуют, как правило, все препятствия, устроенные руками человека: плотины, лотки, мосты, заколы. Аргумент: если расположение камней или движение воды подчиняется некоторым природным законам, и в большинстве случаев считается предсказуемым, то, как расположены гвозди в бревнах, предсказать трудно!

В качестве дополнительных категорий можно назвать проходимость порога (степень вероятности оверкиля при верных действиях экипажа), а так же терпимость порога — вероятность оверкиля при неверных действиях экипажа, при совершении ошибок маневрирования.

Если раньше категорию сложности всей реки в целом определяли два фактора: ее длина и категории препятствий, то современный туризм предпочитает характеризовать водоем без учета его протяженности, принимая во внимание лишь реальную сложность маршрута.